О керамической плитке, ее биографии и месте в современной строительной жизни можно и нужно говорить пространно, пристрастно и учтиво. Она это заслужила.
Керамическая плитка в современной строительной жизни
О керамической плитке, ее биографии и месте в современной строительной жизни можно и нужно говорить пространно, пристрастно и учтиво. Она это заслужила. По керамическим черепкам археологи всего мира научились прочитывать историю целых народов, собирать воедино куски ушедших цивилизаций, дорисовывать недостающие фрагменты в целостной картине жизни человечества.Вот и нынешние наши градостроительные и просто строительные дела с помощью керамических останков будут изучены и поняты грядущими поколениями. А пока мы строим, пользуясь там и сям самым древним, почти доисторическим стройматериалом - глиной.
Керамос - греческое слово, в переводе означающее глина. А керамика и есть гончарное искусство. Гончарные изделия - это изделия из глины. Позднее в глину догадались добавлять разные добавки, в основном минеральные. Изделие, побывавшее в огне и обожженное до твердости и крепости камня, и называется керамикой.
Керамическая плитка - это искусственный камень
Таким образом, керамика - это искусственный камень, получивший очень большое распространение в разных областях жизни: в быту, технике, мире искусства и, конечно, в строительном деле. Все мы так или иначе имели дело с черепицей и кафелем, слышали о дренажных и канализационных керамических трубах. В современном жилом здании плитка применяется очень широко: обустройство кухонь и ванных комнат, облицовка стен и лестниц, выкладка бордюров, настилка плиточного пола в холлах и коридорах, орнаментальное оформление оконных проемов снаружи зданий... да мало ли еще чего. Чуть не забыла про модную ныне стилизацию отделки каминов под старину: то есть использование орнаментальной и красочной плитки, имитирующей старинные изразцы.Вот самое время немного вспомнить славную историю предмета нашего разговора.
Русское декоративно-прикладное искусство, идущее из глубины веков, невозможно представить без художественной керамики. Гончарному искусству около десяти тысяч лет. И страны Средиземноморья лидируют, если брать наш континент. По уровню «гончарки» судили о культуре нации. В некотором роде это было зеркало, в которое заглядывали историки, искусствоведы и прочие «народоведы».Условий для расцвета гончарного искусства у нас, в России, было достаточно. Самое главное - имелось много мест с богатым содержанием глин, в том числе и цветных. Уже в начале XVIII века Петербург стал керамическим центром: большинство гончарных дворов (так назывались хозяйства, где главным ремеслом была «гончарка» - горшки, корчаги, крынки, посуда для простонародья) принялись за изготовление поливных изразцов, тем более что рецептов поливы к той поре было известно уже много.
Некоторые прибыли в Россию «контрабандой» на морских судах из Европы. Более того, уже тогда делались попытки производства фарфора, правда, из привозной белой глины, так как своей еще не обнаружили. К середине столетия в Петербурге был открыт первый фаянсовый завод.
Но к концу XVIII века вперед по производству керамики вышла Москва. И это неслучайно. Всего в 50 км от нее залегали замечательные гжельские глины. Отсюда и великолепно удавшаяся судьба гжельского голубца, запечатленного как на многообразной посуде, так и на изразцово-плиточных изделиях. Но истины ради надо сказать, что предшественницей гжельской керамики была так называемая дельфтская плитка из голландского города Дельфта, несущая на себе сюжетную роспись или орнамент. Первые петербургские дворцы - Петра I и Меншиковский были украшены именно такой плиткой, такими изразцами. Причем набраны они были так искусно, что выглядели на дворцовых стенах как живописные полотна, которые гости долго и с любопытством разглядывали.
От нашего опыта бытового общения с плиткой ждать эстетического наслаждения не приходится, но все же и в наших силах исхитриться, чтобы плиточная кладка в доме играла не только функциональную роль. Пройдитесь по выставкам, где представлены строительные материалы: павильончиков, рекламирующих художественную плитку, довольно много, выбрать есть из чего. К сожалению, даже если покупать не квадратными метрами, а штуками, обойдется недешево. Настенная и напольная плитка Кучинского, Оскольского, Псковского, Воронежского заводов продается по 110-190 рублей за квадратный метр. Плитка иностранного производства стоит много дороже, хотя по декору не всегда превосходит отечественную. Плитка для бассейнов - одна из самых дорогих. Максимальная цена ординарной стеновой плитки - 40 долларов за квадратный метр, напольной - чуть выше. Сейчас в мире керамической моды наметились две тенденции в декорировании: имитация натурального камня со всеми его трещинками и разводами и старинного мрамора из дворцов прошлых веков, а также плитка под мозаику. Перейдем к разговору о простой, доступной большинству строящихся и ремонтирующихся плитке - одноцветной, традиционно белой, голубой или розовой, которую в любом магазине стройматериалов можно найти в избытке. По виду лицевой поверхности плитки делятся на гладкие и рифленые, по цвету - на одноцветные и многоцветные.
Размеры отечественной плитки «постоянны, как мир»: 200х200, 150х150, 100х100, 150х100, 150х75, 150х25 мм. По толщине плитки бывают 6-8 и 5-6 мм. У импортной толщина может быть несколько иной. Посмотрев на обратную сторону плитки, можно увидеть, из какой глины она произведена. Белая глина будет бесцветной, а красная дает темный оттенок. Зачем это нужно знать? А вот для чего: из белой глины обычно производят настенную плитку, более легкую по определению. Еще плитки в зависимости от технологии производства бывают глазурованные и неглазурованные. Первые позволяют обжигать себя дважды, что в свою очередь дает возможность художникам-керамистам больше экспериментировать с таким материалом и создавать свои маленькие шедевры цветового и декоративного решений. Классика классикой, но нужно и новое создавать.
Функциональность плиточного покрытия
Функциональность плиточного покрытия универсальна. В любом пособии мы прочтем, что плитки защищают от переувлажнения, механических повреждений, катастрофического воздействия щелочей и кислот, что плитки предназначаются для внутренних работ, облицовки наружных стен и фасадов, укладки полов, защиты строительных сооружений от агрессивных реакций среды.Как строительный материал облицовочная керамическая плитка весьма популярна. Простая в обращении, непритязательная к условиям хранения, она может лежать годами где-нибудь на задворках вашей домашней империи и ждать своего звездного часа. И вот он наступил: подошло время, и руки дошли до плиточных работ. Вы подготовили стену, зашпаклевали, загладили, зашкурили, обдумали, как и на какую высоту будете ее облицовывать. Дело за малым - уложить плитку на вертикальную стену.
Рекомендуем вам, прежде чем приниматься за укладку, прочитать специальную литературу, где описана технология этого процесса. А в нашу задачу это не входит. Но основные правила и подсказки попробуем дать. Из массового опыта выходит, что начинать укладку нужно снизу и вести ее до намеченного уровня. Очень важно заложить самый первый ряд, и тут не обойтись без отвеса и горизонтального уровня. Первые, маячные, плитки первого ряда лучше посадить на алебастр, так как он застывает гораздо быстрее, чем цемент. Еще одна рекомендация: кафель перед укладкой на цемент подержите некоторое время в ведре с водой, чтобы плитка насытилась влагой, - это нужно для лучшего сцепления.
Если вы собрались облицовывать стены или потолок, то крепление происходит трояким путем: с помощью цементного раствора, клеящих мастик, клея или густотертой краски. Для больших объемов работ, не требующих очень тщательного исполнения, подойдет крепление на цемент. Раствор готовится один и тот же, как для облицовки стен, так и для укладки плитки на пол. Поскольку цемент быстро теряет свою активность, то желательно использовать свежие растворы.
Способы кладки плитки на стены
Способов кладки плитки на стены три: шов в шов, вперевязку и по диагонали. При способе «шов и шов» в итоге нашей работы между плитками по всей ширине и по всей высоте получается единый шов. Способ «вперевязку» дает другую «картинку»: шов прерывается плиткой вышестоящего ряда ровно по ее середине. Способ «по диагонали» эффективен, когда мы пользуемся плитками двух контрастных или разных цветов. Несомненно, фантазия позволяет нам придумать и другие варианты кладки, с использованием геометрических фигур, но тогда плитку придется подгонять и без распила не обойтись.Нужно сказать несколько слов и о посадке кафеля на мастики. Битумно-силикатная, казеиновая и другие используются, когда мы имеем дело с бетонной стеной. Рецепты этих мастик подробно описаны в специальной литературе.
Клеи «Бустилат», «Клей-герметик» и многие мастики годятся для работы практически со всеми поверхностями, но есть маленькие премудрости, которые вам подскажет всякий, кто уже имел опыт работы с плиткой.
Во всяком случае, если вы живете анахоретом и спросить вам не у кого, примите к сведению, что плитка считается недоброкачественной, если при смачивании на глазури проступают пятна... если края плитки изломаны... если ее сторону покрывают трещины... если плитка изогнута, как кусок старого сыра... если не соблюдены габариты. При всех этих и подобных недочетах высокого качества плиточных работ в вашем особняке (квартире) ждать не приходится.
Придя в наш магазин плитки строительных товаров, вы вправе попросить для просмотра каталог представленной к продаже плитки, и это поможет разрешить ваши сомнения: что и в каком количестве купить. Облицовку начнем самым аккуратным образом, стараясь делать швы как можно уже. А с мастикой тоже будем обращаться осторожно, нанося ее на плитку не мало и не много, а в самый раз. Подойдем к процессу как художники - с душой и творчески. Тогда и от холодной плитки пойдет тепло.